В основе индийской философской и религиозной мысли с древнейших времен лежит такое сложное, многозначное понятие, как Дхарма. Часть религии с ее богами и ритуалами; часть истории и культуры, отраженная в исторических памятниках и образе жизни в прошлом и настоящем; практика в повседневной жизни — все это Дхарма.
- Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
- Дхарма и Карма
- Виды Дхармы
- Бог Дхармы
- Колесо Дхармы
- Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме
- Закон и суть Дхармы на примерах
- Дхарма в современной культуре
- Как постичь свою Дхарму?
- Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
- Что в конечном счете Дхарма дает человеку?
- Видео о дхарме
Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
Дхарма переводится в древней Индии как «закон» или «учение», «то, что держит». В буддизме это и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого бытия.
Согласно индийской традиции, именно сам Будда сформулировал основы учения, изложив их в своей первой проповеди ученикам. Именно эта проповедь легла в основу философской и этической базы буддизма и была названа поворотом колеса дхармы.
Дхарма как учение описывает истину и прокладывает путь к ее реализации. Истина в нем понимается как понимание истинных закономерностей, по которым движется все в мире, от космических законов, до человеческих горестей и радостей, достижений и неудач, до того, что только кажется случайностью.
Двигаться к просветлению, удаляясь от страсти, гнева, ревности, всего того, что приносит страдания, — значит следовать Дхарме. Дхарма, понимаемая как закон, объединяет все аспекты бытия от космического до социального (юридического, морального и этического).
В своем более мирском аспекте дхарма (здесь она обычно пишется со строчной буквы) предстает как любой элементарный объект, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны — одна из целей буддизма.
Дхарма и Карма
С Дхармой тесно переплетается понятие Кармы. Если первое — это универсальный космический закон, то второе — внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его действий. Карма представляет собой индивидуальный закон: с какими задачами и трудностями сталкивается человек в результате своих личных сознательных решений и действий.
И хотя Дхарма универсальна и едина, карма подразумевает определенный баланс: она может быть позитивной (благие намерения приносят благие плоды) или негативной (соответствующее возмездие за негативные намерения).
Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование по дхармическому пути требует преодоления кармы и направлено на поддержание и восстановление мирового порядка.
Виды Дхармы
В соответствии с многомерностью этой концепции существует множество классификаций дхарм.
Так, в одном учении 72 элементарные дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) классифицируются по разным основаниям. Различают обусловленные, также изменчивые, зависящие от определенных факторов, и необусловленные, фиксированные. Через включение индивидуальных страстей: растраченных (запятнанных) и незапятнанных (тех, которые не принадлежат к общему опыту).
Более подробная классификация в соответствии с этапами познания истины:
Подробное разделение дхарм на три основных аспекта приведено в следующей таблице:
Субъективные или воспринимаемые через органы чувств | Объективные или присущие объектам | Воспринимается сознанием. |
Глаза | Цвет и форма | Осознание цвета и формы |
Уши | Звук | Звуковая осведомленность |
Нос | Запах | Осознание запаха |
Язык | Вкус | Сознание вкуса |
Органы осязания | Восприятие прикосновений | Тактильная осведомленность |
Разум или осознание | Экстрасенсорика | Сознание экстрасенсов |
Эти эфемерные дхармы постоянно возникают и исчезают, создавая весь реальный мир и того, кто его воспринимает.
В более глобальном понимании Дхарм существует 4 подраздела в зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек:
Более того, в кастовом обществе для разных каст существуют разные дхармы: если кшатрий (воин) обязан быть благородным и доблестным, быть верным своему слову и поддерживать свою репутацию, то для брахмана (священника) обязанностями будут сострадание, обучение, соблюдение обетов.
Бог Дхармы
В индуизме существует упоминание божества Дхармы — Дхармараджа или «владыка закона», которое позже сливается с образом бога подземного мира, повелителя мертвых Ямы. И уже Яма совмещает в себе две функции, являясь одновременно олицетворением космического закона и «царем справедливости», тем, кто регистрирует добро и зло: он — закон, он же и судья.
Древнеиндийский эпос приписывает Яме и человеческое воплощение, и сыновей, один из которых — Юдхиштхира, «царь справедливости».
В тибетском направлении буддизма Дхармараджа считается проявлением одного из спутников Гаутамы Будды, божеством, обеспечивающим защиту и покровительство.
Колесо Дхармы
Дхармачакра, она же «колесо закона» — символ буддизма, одна из его 8 драгоценностей с 8 спицами. Каждая из спиц напоминает о восьмеричном пути к освобождению от страданий и остановке колеса перерождений.
Этот путь, пройденный Буддой и преподанный другими, предполагает правильное развитие в трех областях — ум, нравственность и духовная дисциплина.
Развитие происходит по спирали, где один этап переходит в другой, и так же, как колесу нужны все его спицы, правильное поведение невозможно без правильных намерений или установок. В истории буддизма упоминаются 3 оборота колеса Дхармы в соответствии с 3 циклами проповедей Будды.
К ним относятся:
Колесо Дхармы также символизирует некоторые ветви индуизма и даосизма.
Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме
Дхарма — это фундаментальная концепция веры и бытия в древней Индии, которая претерпела длительную эволюцию. Основы концепции Дхармы можно найти в литературе середины I тысячелетия до н.э. Ригведа предваряет идею Дхармы понятием риты, или свода законов мира, всеобщего порядка мира.
Позже Дхарма приобретает значение космического закона, позволяя богам создавать порядок из хаоса.
И далее, в Ведах, Упанишадах и эпосах, сфера действия космической Дхармы расширяется до мира человеческих законов и отношений — Дхарма становится моральным и социальным законом, сводом правил поведения, указывающим путь к истине и духовному развитию.
Махабхарата определяет для Дхармы область действия как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавадгита отделяет индивидуальную, личную Дхарму от Дхармы других.
Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют ее суть и содержание, иногда споря друг с другом. Так, в школе миманса Дхарму можно познать только через авторитетное руководство в Ведах, тогда как в Адвайта-веданте знание является результатом собственных действий и опыта.
Закон и суть Дхармы на примерах
Сущность Дхармы заключается в ее универсальности: это космический закон и истина, а также путь к истине для каждого человека. Понимание и следование Дхарме — это путь к освобождению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4 благородным буддийским истинам.
Среди универсальных законов Дхармы:
Тот, кто выбирает свой образ жизни и сферу деятельности ради престижа, пренебрегая тем, в чем он действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб долгу, кто избегает ответственности, действуя по прихоти и мимолетным желаниям, увеличивает свои страдания, идя против Дхармы.
Дхарма в современной культуре
Дхарма является одной из трех драгоценностей буддизма в древней Индии и остается неизменной в современной культуре.
Следование Дхарме (как совершение правильных поступков правильным образом, в правильное время, правильным способом и с правильным намерением) остается непреходящей ценностью в силу своей универсальной человечности. Буддизм не только переживает ренессанс в современной Индии, но и для всего мира его концепции остаются актуальными.
Уравновешивая постмодернизм с его фрагментацией, отсутствием смысла, отрицанием цели, концепция Дхармы, кажется, говорит, что есть закон, есть правила, есть смысл прилагать усилия. Жизнь приносит страдания, но есть способ понять их причины и избавиться от них.
Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как внимательность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с положительными эффектами снижения тревожности, тренировки внимательности и эмоциональной стабильности при применении на практике.
Не обошлось и без промахов: продвижение Дхармы с помощью маркетинговых методов, реклама практики медитации как универсальной панацеи. Здесь есть опасность оторвать исходную концепцию от общей культуры — многовековой практики преподавания, от глубокого изучения основ.
Буддизм и его концепции уже обретают форму и нюансы в России, хотя это долгий и не всегда простой процесс. И здесь преимущество в том, что мы можем столкнуться с отражением первоначальных концепций во всем их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.
Как постичь свою Дхарму?
Существует несколько источников для понимания дхармического пути:
Но есть и другой путь, когда нет возможности найти учителя, изучать книги, когда нет даже знания понятия Дхармы: хороший человек может следовать своему внутреннему чувству — голосу совести или морали, тому, к чему он чувствует склонность, что соответствует его внутренней природе и текущей стадии духовного развития.
Именно это осознание важно для понимания индивидуальной Дхармы.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма в Древней Индии — это не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь. Практика дхармического пути в современном мире может показаться сложной задачей. Однако она не требует радикальных изменений в жизни, монашества или ежедневного посвящения.
Необходимый минимум — это правильное намерение, настойчивость и последовательность в практике. Учение Будды также указывает на необходимость адаптации Дхармы к месту и времени.
Как и во всех учениях, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила придают структуру, задают образец для подражания.
В буддизме существует восьмеричный путь, предполагающий освоение трех ступеней:
Именно этот второй этап может быть труднодостижим в обычной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует совершенства. Достаточно пройти как можно дальше на практике.
Здесь на первый план выходит внутренняя сторона, дух следования по пути; поэтому можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма повелевает желать добра всем живущим, она не может требовать жестокости по отношению к себе.
Достаточно быть на своем месте, делать свою работу, не убегать от ответственности. Не более того, что требуется, чтобы быть хорошим человеком: не нарушать моральные запреты, поддерживать порядок вокруг себя, поддерживать других на их пути, проявлять уважение и благодарность к учителям и тем, кто становится примером.
Что в конечном счете Дхарма дает человеку?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы ищем, обращаясь к мудрости древней Индии:
Дхарма, как значимое понятие для древней Индии, отражена в памятниках, образе жизни в прошлом и в том, как этот образ жизни преломляется в живой традиции современной Индии. Как философия и образ жизни, Дхарма с любого момента времени открыта для понимания любому человеку в любой культуре.
Видео о дхарме
История мировых цивилизаций: Ведическая культура Индии: