Дхарма (Dharma) в Древней Индии. Что это в буддизме, определение

В основе индийской философской и религиозной мысли с древнейших времен лежит такое сложное, многозначное понятие, как Дхарма. Часть религии с ее богами и ритуалами; часть истории и культуры, отраженная в исторических памятниках и образе жизни в прошлом и настоящем; практика в повседневной жизни — все это Дхарма.

Понятие Дхармы в буддизме и ее виды

Дхарма переводится в древней Индии как «закон» или «учение», «то, что держит». В буддизме это и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого бытия.

Согласно индийской традиции, именно сам Будда сформулировал основы учения, изложив их в своей первой проповеди ученикам. Именно эта проповедь легла в основу философской и этической базы буддизма и была названа поворотом колеса дхармы.

Дхарма в древней Индии. Что это такое в буддизме, определение.

Дхарма как учение описывает истину и прокладывает путь к ее реализации. Истина в нем понимается как понимание истинных закономерностей, по которым движется все в мире, от космических законов, до человеческих горестей и радостей, достижений и неудач, до того, что только кажется случайностью.

Двигаться к просветлению, удаляясь от страсти, гнева, ревности, всего того, что приносит страдания, — значит следовать Дхарме. Дхарма, понимаемая как закон, объединяет все аспекты бытия от космического до социального (юридического, морального и этического).

В своем более мирском аспекте дхарма (здесь она обычно пишется со строчной буквы) предстает как любой элементарный объект, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны — одна из целей буддизма.

Дхарма и Карма

С Дхармой тесно переплетается понятие Кармы. Если первое — это универсальный космический закон, то второе — внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его действий. Карма представляет собой индивидуальный закон: с какими задачами и трудностями сталкивается человек в результате своих личных сознательных решений и действий.

И хотя Дхарма универсальна и едина, карма подразумевает определенный баланс: она может быть позитивной (благие намерения приносят благие плоды) или негативной (соответствующее возмездие за негативные намерения).

Дхарма в древней Индии. Что это такое в буддизме, определение.

Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование по дхармическому пути требует преодоления кармы и направлено на поддержание и восстановление мирового порядка.

Виды Дхармы

В соответствии с многомерностью этой концепции существует множество классификаций дхарм.

Так, в одном учении 72 элементарные дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) классифицируются по разным основаниям. Различают обусловленные, также изменчивые, зависящие от определенных факторов, и необусловленные, фиксированные. Через включение индивидуальных страстей: растраченных (запятнанных) и незапятнанных (тех, которые не принадлежат к общему опыту).

Более подробная классификация в соответствии с этапами познания истины:

  • Волнение;
  • Осознание причины волнения;
  • Достижение мира;
  • Путь или оправдание мира.
  • Подробное разделение дхарм на три основных аспекта приведено в следующей таблице:

    Субъективные или воспринимаемые через органы чувствОбъективные или присущие объектамВоспринимается сознанием.
    ГлазаЦвет и формаОсознание цвета и формы
    УшиЗвукЗвуковая осведомленность
    НосЗапахОсознание запаха
    ЯзыкВкусСознание вкуса
    Органы осязанияВосприятие прикосновенийТактильная осведомленность
    Разум или осознаниеЭкстрасенсорикаСознание экстрасенсов

    Эти эфемерные дхармы постоянно возникают и исчезают, создавая весь реальный мир и того, кто его воспринимает.

    Читайте также:  Парк Феррари, Абу-Даби (Ferrari World Abu Dhabi). Фото, цены, как добраться

    В более глобальном понимании Дхарм существует 4 подраздела в зависимости от того, на каком этапе жизни находится человек:

  • Дхарма универсальных законов;
  • Дхарма принадлежности к социальной общности;
  • Дхарма отдельного человека;
  • Понимание индивидуальной, личной Дхармы.
  • Дхарма в древней Индии. Что это такое в буддизме, определение.

    Более того, в кастовом обществе для разных каст существуют разные дхармы: если кшатрий (воин) обязан быть благородным и доблестным, быть верным своему слову и поддерживать свою репутацию, то для брахмана (священника) обязанностями будут сострадание, обучение, соблюдение обетов.

    Бог Дхармы

    В индуизме существует упоминание божества Дхармы — Дхармараджа или «владыка закона», которое позже сливается с образом бога подземного мира, повелителя мертвых Ямы. И уже Яма совмещает в себе две функции, являясь одновременно олицетворением космического закона и «царем справедливости», тем, кто регистрирует добро и зло: он — закон, он же и судья.

    Древнеиндийский эпос приписывает Яме и человеческое воплощение, и сыновей, один из которых — Юдхиштхира, «царь справедливости».

    Дхарма в древней Индии. Что такое в буддизме, определение.

    В тибетском направлении буддизма Дхармараджа считается проявлением одного из спутников Гаутамы Будды, божеством, обеспечивающим защиту и покровительство.

    Колесо Дхармы

    Дхармачакра, она же «колесо закона» — символ буддизма, одна из его 8 драгоценностей с 8 спицами. Каждая из спиц напоминает о восьмеричном пути к освобождению от страданий и остановке колеса перерождений.

    Этот путь, пройденный Буддой и преподанный другими, предполагает правильное развитие в трех областях — ум, нравственность и духовная дисциплина.

    Дхарма в древней Индии. Что такое в буддизме, определение

    Развитие происходит по спирали, где один этап переходит в другой, и так же, как колесу нужны все его спицы, правильное поведение невозможно без правильных намерений или установок. В истории буддизма упоминаются 3 оборота колеса Дхармы в соответствии с 3 циклами проповедей Будды.

    К ним относятся:

  • 4 благородные истины и учение о карме;
  • Понятие причинности и пустоты;
  • учения о природе Будды и аспектах Восьмеричного пути.
  • Колесо Дхармы также символизирует некоторые ветви индуизма и даосизма.

    Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме

    Дхарма — это фундаментальная концепция веры и бытия в древней Индии, которая претерпела длительную эволюцию. Основы концепции Дхармы можно найти в литературе середины I тысячелетия до н.э. Ригведа предваряет идею Дхармы понятием риты, или свода законов мира, всеобщего порядка мира.

    Позже Дхарма приобретает значение космического закона, позволяя богам создавать порядок из хаоса.

    И далее, в Ведах, Упанишадах и эпосах, сфера действия космической Дхармы расширяется до мира человеческих законов и отношений — Дхарма становится моральным и социальным законом, сводом правил поведения, указывающим путь к истине и духовному развитию.

    Махабхарата определяет для Дхармы область действия как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавадгита отделяет индивидуальную, личную Дхарму от Дхармы других.

    Дхарма в древней Индии. Что такое в буддизме, определение

    Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют ее суть и содержание, иногда споря друг с другом. Так, в школе миманса Дхарму можно познать только через авторитетное руководство в Ведах, тогда как в Адвайта-веданте знание является результатом собственных действий и опыта.

    Закон и суть Дхармы на примерах

    Сущность Дхармы заключается в ее универсальности: это космический закон и истина, а также путь к истине для каждого человека. Понимание и следование Дхарме — это путь к освобождению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4 благородным буддийским истинам.

    Среди универсальных законов Дхармы:

  • Изучение и соблюдение моральных и этических норм. Те, кто зарабатывает положительную Карму, избегая насилия, лжи, гнева и жадности, помогая другим и выполняя свои обязанности как члена общества, будут вознаграждены.
  • Следуйте своей судьбе и своей Дхарме. Этот закон можно нарушать только в крайних обстоятельствах, когда это необходимо для выживания. Тот, кто следует чужому пути, вредит одновременно двум людям: себе, потому что не позволяет раскрыться своей истинной природе и талантам, и другому, потому что не позволяет ему решить свои кармические задачи и развить свою подлинность.
  • Настойчивость на пути, независимо от успехов и неудач: хорошо, если есть поддержка и понимание со стороны близких, но если поддержки нет, то это задача пути самого человека в данный момент. Трудности и препятствия, как и в любом мастерстве, лишь упражняют способность следовать Дхарме.
  • Дхарма индивидуальна и зависит от качеств и природы человека, а не от статуса, рода занятий и тому подобного. Действительно, человек не всегда свободен в выборе своего окружения, обстоятельств, и иногда он ошибается в своих решениях. Но следование Дхарме — это сознательное намерение, которое требует познания самого себя.
  • Основа Дхармы — следование чувству долга, а не поиск немедленных наград и удовольствий. Вознаграждение является здесь сопутствующим фактором: тот, кто стремится к быстрому улучшению жизни, вряд ли выберет долгий путь самопознания и самосовершенствования.
  • Признание существования Верховного Господа, в руках которого находится дхарма каждого человеческого существа. Этот закон тесно переплетается с понятием смирения: для каждого человека есть области, где настойчивость и упрямство достойны и необходимы, а есть области, где нужно просто смириться.
  • Читайте также:  Аджария. Где находится на карте Грузии, столица, достопримечательности, фото

    Дхарма в древней Индии. Что такое в буддизме, определение

    Тот, кто выбирает свой образ жизни и сферу деятельности ради престижа, пренебрегая тем, в чем он действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб долгу, кто избегает ответственности, действуя по прихоти и мимолетным желаниям, увеличивает свои страдания, идя против Дхармы.

    Дхарма в современной культуре

    Дхарма является одной из трех драгоценностей буддизма в древней Индии и остается неизменной в современной культуре.

    Следование Дхарме (как совершение правильных поступков правильным образом, в правильное время, правильным способом и с правильным намерением) остается непреходящей ценностью в силу своей универсальной человечности. Буддизм не только переживает ренессанс в современной Индии, но и для всего мира его концепции остаются актуальными.

    Уравновешивая постмодернизм с его фрагментацией, отсутствием смысла, отрицанием цели, концепция Дхармы, кажется, говорит, что есть закон, есть правила, есть смысл прилагать усилия. Жизнь приносит страдания, но есть способ понять их причины и избавиться от них.

    Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как внимательность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с положительными эффектами снижения тревожности, тренировки внимательности и эмоциональной стабильности при применении на практике.

    Не обошлось и без промахов: продвижение Дхармы с помощью маркетинговых методов, реклама практики медитации как универсальной панацеи. Здесь есть опасность оторвать исходную концепцию от общей культуры — многовековой практики преподавания, от глубокого изучения основ.

    Буддизм и его концепции уже обретают форму и нюансы в России, хотя это долгий и не всегда простой процесс. И здесь преимущество в том, что мы можем столкнуться с отражением первоначальных концепций во всем их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.

    Как постичь свою Дхарму?

    Существует несколько источников для понимания дхармического пути:

  • Путь познания, включающий изучение Вед, Упанишад и другой санскритской литературы;
  • Путь наставлений — не только следование указаниям и наставлениям мудрого учителя, но и наблюдение за образом жизни хороших людей и следование их примеру;
  • твердое и осознанное намерение следовать по пути Дхармы, без которого невозможно выполнение следующего пункта;
  • ежедневная практика и поддержание праведного образа жизни.
  • Читайте также:  Вьетнам. Карта с курортами на русском языке. Куда и когда лучше ехать на отдых. Цены

    Но есть и другой путь, когда нет возможности найти учителя, изучать книги, когда нет даже знания понятия Дхармы: хороший человек может следовать своему внутреннему чувству — голосу совести или морали, тому, к чему он чувствует склонность, что соответствует его внутренней природе и текущей стадии духовного развития.

    Именно это осознание важно для понимания индивидуальной Дхармы.

    Как практиковать Дхарму в обычной жизни?

    Дхарма в Древней Индии — это не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь. Практика дхармического пути в современном мире может показаться сложной задачей. Однако она не требует радикальных изменений в жизни, монашества или ежедневного посвящения.

    Необходимый минимум — это правильное намерение, настойчивость и последовательность в практике. Учение Будды также указывает на необходимость адаптации Дхармы к месту и времени.

    Как и во всех учениях, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила придают структуру, задают образец для подражания.

    В буддизме существует восьмеричный путь, предполагающий освоение трех ступеней:

  • развитие мудрости — изучение соответствующей литературы, слушание мудрых людей, культивирование хорошего отношения ко всем живым существам;
  • развитие нравственности — конкретные заповеди записаны в Ведах и Сутрах, но они близки к ценностям гуманистических религий — не лгать, не завидовать, не вредить, не следовать своим страстям
  • развитие духовности — включает в себя медитацию, чтение мантр, развитие сознания.
  • Дхарма в древней Индии. Что такое в буддизме, определение

    Именно этот второй этап может быть труднодостижим в обычной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует совершенства. Достаточно пройти как можно дальше на практике.

    Здесь на первый план выходит внутренняя сторона, дух следования по пути; поэтому можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма повелевает желать добра всем живущим, она не может требовать жестокости по отношению к себе.

    Достаточно быть на своем месте, делать свою работу, не убегать от ответственности. Не более того, что требуется, чтобы быть хорошим человеком: не нарушать моральные запреты, поддерживать порядок вокруг себя, поддерживать других на их пути, проявлять уважение и благодарность к учителям и тем, кто становится примером.

    Что в конечном счете Дхарма дает человеку?

    Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы ищем, обращаясь к мудрости древней Индии:

  • Это может быть удовлетворение собственных интересов путем приобщения к древней, но живой и обширной традиции.
  • Перед лицом культурного релятивизма и непостоянства современного мира Дхарма устанавливает правила, нормы, дает внешнюю поддержку.
  • Для тех, кто нуждается в смысле — он позволяет им определить свое место и роль в мире, соотнести свои конкретные, индивидуальные смыслы с космическим законом.
  • Ощущение непрерывности, принадлежности к глобальному сообществу тех, кто идет по пути Дхармы, и тех, кто испытывает одиночество.
  • Спокойствие и освобождение от страданий через осознание конечности и изменчивости всех существ для практикующих духовное самосовершенствование.
  • Более глубокое и полное понимание себя, своей истинной природы и открытие внутри себя природы более высокого уровня.
  • С каждым, даже самым маленьким шагом в следовании Дхарме, приходит осознание собственного вклада в поддержание и установление мирового порядка.
  • Дхарма, как значимое понятие для древней Индии, отражена в памятниках, образе жизни в прошлом и в том, как этот образ жизни преломляется в живой традиции современной Индии. Как философия и образ жизни, Дхарма с любого момента времени открыта для понимания любому человеку в любой культуре.

    Видео о дхарме

    История мировых цивилизаций: Ведическая культура Индии:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Туризм.ру